фугу
101Регент — (от лат. regens, род. п. regentis правящий) руководитель хора в рус. православной церкви. Назв. возникло в петерб. Придв. певч. капелле; Р. именовали её опытных певчих, к рым временно поручали управление хорами в церквах придв. ведомства …
102Реперкуссия — (от лат. repercussio отражение). 1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfьhrung), воспроизведение экспозиции с… …
103Способин И. В. — Игорь Владимирович (20 IV (3 V) 1900, Москва 31 VIII 1954, там же) сов. музыковед педагог. Кандидат искусствоведения (1935). В 1920 21 учился в Кубанской консерватории (Краснодар) на композиторском отделении (классы К. Н. Шведова и С. С.… …
104Станчинский А. В. — Алексей Владимирович (9(21) III 1888, посёлок Оболсуново Шуйского у. ской губ. начало октября 1914, близ дер. Логачёво Ельнинского у. Смоленской губ.) рус. композитор и пианист. Уже в раннем детстве проявилась муз. одарённость С. Посещая… …
105Токката — (итал. toccata, букв. прикосновение, удар, от toccare касаться, трогать; испан. tocar, франц. toucher). 1) В эпоху Возрождения праздничная фанфара для дух. инструментов и литавр (существует поныне в виде дух. туша). Самое раннее… …
106Уменьшение — (лат. diminutio; нем. Diminution, Verkleinerung; франц. и англ. diminution; итал. diminuzione). 1) То же, что диминуция. 2) Способ преобразования мелодии, темы, мотива, ритмич. рисунка или фигуры, а также пауз путём их… …
107Хроматическая система — двенадцатиступенная система, расширенная тональность, система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд любой структуры на каждой из двенадцати ступеней хроматич. гаммы. Специфическими для X. с. являются ступени …
108Царлино Д. — (Zarlino) Джозеффо (вероятно, 22 IV (по др. данным, 31 I или 22 III) 1517, Кьоджа, близ Венеции 14 (по др. данным, 4) II 1590, Венеция) итал. композитор, муз. теоретик и эстетик. Получил гуманистич. образование. Занимался также теологией …
109Чакона — (испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в.; имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой;… …
110ИМПРОВИЗАЦИЯ — Обычно композитор, сочиняя какое нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет… …